Тропарь, глас 1-й
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
18 января - Крещенский сочельник.
В этот день православные соблюдают строгий пост,
как и в Рождественский сочельник, вкушая сочиво — вареное зерно с медом.
Крещенским сочельником заканчиваются Святки — праздничные дни после Рождества Христова.
О Крещенской воде
именуется
крещенской, богоявленской или великой агиасмой (святыней), и обладает
особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и
врачевать духовные и физические недуги. Хранят ее обычно в святом углу
возле икон, в чистой, специально отведенной для этой цели закрытой
посуде. Когда освященная вода заканчивается, можно добавить в нее
чистой воды, которая не разбавляет святую воду, а, напротив, сама также
принимает освящение, подобно тому, как загорается подложенное в огонь
горючее вещество.
У
православных верующих существует благочестивый обычай ежегодно, набрав
крещенской воды, окроплять ею свои жилища. Таким образом, мы
испрашиваем Божьего благословения дому, помощи в благочестивой и
богоугодной жизни, и духовно очищаем жилище от воздействий бесовских
сил, врагов нашего спасения. Всякого рода гадания в «крещенский вечерок» - грех, осквернение святого дня.
Благодатные свойства святой воды
Во время великого водоосвящения молятся о том,
чтобы вода освятилась силой,
действием Святого Духа. О том, чтобы она была
даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела, чтобы получила она благословение Иорданово, отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов.
Чтобы она приводила в жизнь вечную, и мы через вкушение этой воды и явление Духа Святого сподобились освящения.
Каждый
верующий имеет дома крещенскую святую воду. На протяжении года и более
она не портится, свежа, чиста и приятна, и это - чудо благодати
Божией, в котором может убедиться каждый.
Крещенская святая вода обладает большой целительной силой, но действие ее зависит от веры человека.
Святую воду употребляют в небольшом количестве утром с молитвой
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа»
для освящения души и тела.
Крещенскую воду можно принимать по мере необходимости
(при сильном действии какой-либо страсти, а также в болезни и скорби).
Нельзя грубо расталкивать братьев и сестер, пришедших за водой в храм.
Разумеется, не следует относиться к крещенской воде без благоговения.
Но бывает и так, что крещенская вода может испортится.
Это происходит или из-за небрежного хранения, неблагоговейного отношения к святыне, или по каким-либо другим, вполне естественным причинам.
В таком случае нужно вылить святую воду в непопираемое место (в храмах для этого специально устраиваются «сухие колодцы»).
Нужно ли добавлять крещенскую воду в ванночку, в которой купают младенцев, чтобы они не болели?
Это
тоже одно из суеверий. Каждый человек может заболеть. И великие святые
страдали от физических болезней. Например, преподобный Серафим Саровский
не мог выпрямить спину из-за полученной травмы. На него напали
разбойники и жестоко избили. Святая Матрона Московская от рождения до
конца своих дней была слепой. Никто не запрещает давать святую
крещенскую воду младенцам (все же лучше пить святую воду), в том числе и
во время болезни. Но в очередной раз нужно напомнить о том, что
употребление святыни – это не механизм, а действие, которое требует веры
и надежды
Может ли простой человек может освятить воду самостоятельно, прочитав над ней молитвы?
Действительно,
молитвы Великого водоосвящения, как и все другие церковные
молитвословия совершаются от лица всей Церкви. Священник, призывая
верующих к молитве, произносит: «Миром Господу помолимся!» (русский
перевод: «В мире, то есть в мирном состоянии, Господу помолимся!») – мы
помолимся, то есть все те, кто находится на богослужении. Верующие люди –
не наблюдатели происходящего, а живые участники богослужения, вместе со
священнослужителями возносящие единую молитву к Богу. Поэтому можно
сказать, что в освящении каждый верующий участвует своей молитвой,
становящейся единой молитвой всей Церкви. Поэтому, чтобы поучаствовать в
Великом водоосвящении, каждый из нас может прийти на богослужение в
храм 19 января.
на Бога.
«Капля море освящает», или нужна пятилитровая канистра?
Часто приходится наблюдать неприятную картину: люди приходят в храм за водой с большим количеством огромных бутылок, только что не с ведрами. Как результат — столпотворение возле бочек и чаш, огромные очереди, раздражение друг на друга…
Между
тем, крещенская вода в таком огромном количестве не нужна. Выше уже
говорилось, что агиасму в некоторых случаях употребляют как утешение
не имеющие возможности причаститься (например, находящиеся под епитимьей
или те, кто не могут дойти до храма и позвать домой священника). Так
вот, именно образ таинства Евхаристии может пояснить и это чудесное
качество крещенской воды.
Подобно
тому, как во всей Чаше пребывает весь Христос, и для Причащения Ему
достаточно одной капли вина и одной крошки хлеба, под видом которых нам
подаются Его Кровь и Тело, в одной капле крещенской воды содержится вся
благодать явившего Господа Иордана.
Существует благочестивая традиция «правильного» разбавления агиасмы.
Над емкостью с обычной водой читают или поют Крещенские песнопения (тропарь, кондак, величание) или любую известную молитву ко Господу. После этого вливают немного крещенской воды: крестообразно, с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Опасные суеверия
Ошибочное
думать, будто Крещение и Богоявление — не одно и то же, и будто бы
вода, которую освящают в сочельник и в сам день праздника - не
одинакова.
Это бессмысленное и вредное суеверие.
И в праздник Крещения, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа в воды реки Иордан.
Будем же помнить о том, что все Таинства совершаются только лишь в Церкви Христовой.
И
когда мы собираемся в храме Божием, то и Господь, по Евангелию,
пребывает среди нас. И если мы не будем забывать о храме, то и Господь
не оставит нас никогда Своей милостью.
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих.
Аминь.
ПРАВИЛА ЛЕЧЕНИЯ КРЕЩЕНСКОЙ ВОДОЙ